Воспитательная работа

Рекомендации педагога-психолога преподавателям по работе с обучающимися, требующими индивидуального педагогического подхода.

Рекомендации по работе с агрессивно настроенными обучающимися.

В работе с такими обучающимися соблюдайте дистанцию.

Никогда не позволяйте себе оскорбить их, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова. Тем самым Вы не позволите обучающемуся «проявить» себя в общении с Вами.

Держитесь на равных.

Не проявляйте агрессии, слабости или панибратства. Если обучающийся склонен к аффективным (бурным) реакциям, старайтесь не провоцировать его, не вступайте в открытое противостояние.

Постарайтесь разговаривать спокойным твердым голосом, используя минимальное количество слов. Как бы то ни было, постарайтесь всем своим видом продемонстрировать спокойствие.

Обсуждайте поведение обучающегося только после того, как он успокоится и будет готов к продуктивному диалогу.

Не демонстрируйте пренебрежения этой группе обучающихся.

Постарайтесь выяснить наиболее провокационные моменты и избегать их при общении. В диалоге выразите уверенность в том, что данный обучающийся имеет право на переживания, но вполне способен выражать свои чувства и без нанесения вреда другим.

Проявите понимание. Используйте свой опыт, чтобы подсказать пути выхода из ситуаций без проявления агрессии.

Привлеките обучающегося к какому-то ответственному делу.

Похвалите его выдержку и спокойствие, которые ему удается проявлять в каких-то ситуациях.

 

Рекомендации педагога-психолога преподавателям по работе с обучающимися, требующими индивидуального педагогического подхода.

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) обучающимися. Замкнутые, тихие, часто хорошо обучающиеся, не имеющие друзей подростки, требуют повышенного внимания со стороны куратора. Особенно, если у такого подростка проявляются не типичные для его возраста увлечения и «странные» интересы. Такие «тихони» склонны к непредсказуемым поступкам, но не в силу агрессивности или злости, а потому, что обладают необычным, нетипичным мышлением. Например, они могут спокойно пройти по карнизу высотного здания, но не для того, чтобы кому-то что-то доказать, а для того, чтобы увидеть «мир глазами птицы».

В работе старайтесь опираться на его сильные стороны.

Помните, что общепринятые нормы и мораль, нотации и обычные методы воспитания в случаях с подобными подростками оказываются совершенно несостоятельными.

Ищите индивидуальный подход. Ему важен лишь его внутренний мир, тогда как мир внешний зачастую является только раздражителем.

Старайтесь последовательно приучить такого подростка к своим требованиям. Он будет выполнять их только для того, чтобы Вы «отвязались».

При налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости. Это может еще сильнее расстроить подростка, и тогда он замкнется, уйдет в свой внутренний мир еще больше.

В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного обсуждения», когда выбирается факт из жизни группы, колледжа, города или страны и он обсуждается с подростком, чтобы выяснить и уточнить основные жизненные позиции педагога и подростка.

Основным признаком установления контакта, преодоления психологического барьера, перехода к неформальному, личностному общению служит момент, когда подросток начинает говорить сам, по своей инициативе высказывая определенные суждения, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в тот момент не следует, так как чем больше он говорит, чем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.

При организации учебного процесса необходимо учитывать глубокий интерес к какой-либо науке и обширные знания подростком этой области, создавать ему условия для реализации знаний. Эффективными являются индивидуальные задания с учетом сферы интересов обучающегося, причем эти задания могут быть высокой степени трудности.

Для развития коммуникативных способностей необходимо включать в различные групповые и коллективные формы деятельности, например, в командные спортивные игры.

Постарайтесь привлечь такого подростка к работе с психологом.

Учитывайте особенности мышления и интересов данного обучающегося.

Помогайте ему проявить себя, установить контакты с внешним миром.

Старайтесь избегать ситуаций, которые вызывают у такого подростка внутренний конфликт: те, в которых ему требуется менять свои привычки и стереотипы, устанавливать неформальные отношения с людьми, выполнять работу по строго определенному графику или плану определенным способом.

Не навязывайте ему поручений и не отвергайте его инициатив, если он их проявляет. 

 

Рекомендации педагога-психолога преподавателям по работе с обучающимися, требующими индивидуального педагогического подхода.

Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими обучающимися.

При работе со слабоуспевающим студентом всячески поощряйте его стремление и умение пользоваться наглядными материалами, планом ответа, составленным предварительно или в ходе ответа, дополнительными материалами.

Помогайте обучающемуся задавая наводящие и уточняющие вопросы.

Во время опроса подчеркивайте моменты, в которых обучающийся проявил себя успешно, старайтесь акцент расставить таким образом, чтобы сосредоточить его внимание на удачных ответах, подчеркните его способности. Тем самым Вы поощряете обучающегося к учебе.

Помните, что «ласковое слово и кошке приятно», а похвала в большинстве случаев гораздо более действенна, чем ругань.

Постарайтесь проверить, как обучающийся усваивает материал тех занятий, на которых он отсутствовал, оцените его самостоятельную работу.

В ходе опроса постарайтесь создать благожелательную, поддерживающую атмосферу. При подготовке к сессии обратите внимание обучающегося на те моменты, которые ему даются наиболее сложно, вселяйте в него уверенность в том, что он может освоить предмет. По возможности, проводите дополнительные занятия в атмосфере поддержки и благожелательности. 

 

Рекомендации кураторам учебных групп по сплочению студенческого коллектива

1.    Создать в группе единую систему традиций и ценностей. Для этого можно предложить обучающимся ответить на вопросы анкеты:

Анкета

1. Каким, по твоему мнению должен быть дружный коллектив?

2. Как сделать так, чтобы группа стала дружной?

3. Какие традиции вы хотите, чтобы были в нашей группе?

4. Назови твои «можно» и «нельзя» в группе.

5. Какие мероприятия в группе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

2. Введите в группе традицию обратной связи.

В конце каждого семестра и в конце учебного года обучающиеся пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого куратор планирует воспитательную работу в группе.

3. Особую работу следует вести с «отвергнутыми» подростками. Попытаться привлечь их к совместной деятельности группы. Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности. Чаще хвалить и поощрять их в присутствии группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

4. Работа в группах. На занятиях/ классных часах можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как «сильные», так и «слабые» обучающиеся. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества. 

 

ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Профессия преподавателя по своему негативному влиянию на физическое и психическое здоровье уступает профессиям: шахтера, хирурга, пилота. Учебно-воспитательный процесс приводит к профессиональному выгоранию, связанному с появлением апатии, депрессии, эмоциональному истощению. Чтобы защитить себя от негативных последствий выгорания, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки синдрома эмоционального выгорания и его симптомы. Действуя правильно, можно предупредить возникновение как физических, так и психических заболеваний.

Стадии профессионального выгорания:

I стадия

1. Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний.

2. Исчезновение положительных эмоций, появление отстраненности в отношениях с членами семьи.

3. Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.

II стадия

1. Возникновение недоразумений с коллегами;

2. Проявление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам.

Аспекты профессионального выгорания:

1. Снижение самооценки: возникновение чувства беспомощности и апатии, со временем оно может перейти в агрессию и отчаяние.

2. Одиночество: затруднение в установлении нормальных контактов.

3. Эмоциональное истощение: усталость, апатия, приводят к физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.

Признаки эмоционального выгорания:

1. Истощение, усталость

2. Бессонница

3. Негативные установки

4. Пренебрежение исполнением своих обязанностей

5. Увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, лекарства и т.д.)

6. Уменьшение аппетита или переедание.

7. Усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность).

8. Усиление пассивности (цинизм, апатия, ощущение безнадежности).

9. Чувство вины.

10. Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течении всего дня.

Факторы напряженности преподавателя:

— особая ответственность преподавателя за выполнение своих профессиональных функций;

— загруженность рабочего дня;

— высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;

— чувствительность к имеющимся трудностям;

— неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка.

Рекомендации по профилактике профессионального выгорания:

1. Определяйте краткосрочные и долгосрочные цели.

2. Используйте таймаут, т.е. отдых от работы и других нагрузок.

3. Овладейте умениями и навыками саморегуляции, релаксации.

4. Профессионально развивайтесь и самосовершенствуйтесь.

5. Избегайте ненужной конкуренции, эмоциональных и физических перегрузок.

6. Старайтесь получать положительные впечатления, эмоции.

7. Придерживайтесь здорового образа жизни.

Экспресс-оценка профессионального выгорания

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

· Когда в воскресенье в поддень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.

· Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.

· Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

· То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики и т. д.).

· На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (-ась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.

· Коллегам (ученикам, их родителям и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.

· С делами по работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

· О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

· Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям.

· За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

Подсчитайте количество положительных ответов. 0 – 1 балл – синдром выгорания вам не грозит. 2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7 – 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов – положение весьма серьёзное, но, возможно, в вас ещё теплится огонёк; нужно, чтобы он не погас.

Упражнение для быстрого снятия сильного эмоционального напряжения

«Вверх по радуге». Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, вдыхая, съезжайте с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторить 3 раза.